Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фараби абу наср ибн мухаммед

Энциклопедический словарь

Фараби́ Абу Наср ибн Мухаммед - аль-Фараби (870-950), философ, учёный-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом; прозвище - Второй учитель, то есть после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук, «Большая книга о музыке».

Большой энциклопедический словарь

ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870-950) - философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом; прозвище "Второй учитель" - т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".

Энциклопедия Кольера

ФАРАБИ, или Аль-Фараби (ок. 870-950), настоящее имя - Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби. Родился в Фарабе на Сырдарье в турецкой семье. Образование получил в Багдаде, его учителями в основном были сирийцы-христиане, знатоки греческой науки и философии. Жил в Алеппо при дворе правителя. Умер Фараби в Дамаске в 950. Фараби считают одним из великих арабских философов; он был прозван "Вторым учителем" (первым считался Аристотель). Тщательно изучал греческую философию, особенно Платона и Аристотеля, работы которых переводил, перелагал в афористической форме и подражал им. Следуя традиции поздних греческих комментаторов Аристотеля, он полагал, что Аристотель и Платон в существенно важных вопросах были солидарны друг с другом, и энергично пытался согласовать те моменты, в которых они расходились. В противовес эмпиризму Рази, Фараби оставался верен дедуктивному методу; он считал, что мир не вечен, но сотворен, и стремился доказать, что Аристотель придерживался того же взгляда и что разрыв между абсолютным единством Бога и множественностью действительного мира заполнен рядом последовательных эманаций. Различая потенциальный, актуальный и приобретенный интеллект, полагал, что с помощью последнего возможно постижение "действенного ума", или Бога. Фараби написал ок. 100 работ, многие из которых не сохранились, а другие существуют только в латинских переводах. Не так давно были найдены некоторые арабские оригиналы. Среди наиболее интересных сочинений - Трактат о взглядах жителей добродетельного города (Китаб ара ахл аль-мадинат аль фадила) (по образцу платоновского Государства) и Жемчужина премудрости (Исбат аль-акль), первая в арабской литературе попытка систематизации знаний. Фараби занимался не только философией, но и науками; он оставил трактат о музыке, в котором греческая теория применяется к арабской практике.

ЛИТЕРАТУРА

Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970 Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975

Полезные сервисы